В Англию за образованием

Среднее образование
В Англию за образованием

«В Англию за образованием»

Россия наряду с Китаем и Германией поставляет самое большое число учеников-иностранцев в английские частные школы. Как устроена система образования в Великобритании, к чему готовиться родителям и детям?

В Великобритании частные учебные заведения составляют всего 10% от общего количества образовательных учреждений, в них учатся лишь немногим более 7% школьников. Но при этом выпускники частных школ ежегодно получают треть мест в лучших британских университетах.

 Британскую модель образования заимствовали многие страны. Количество детей из России в английских школах растет на 10% в год, а квота на учащихся из России оказывается выбрана уже в самом начале года. По оценке генерального секретаря Совета независимых школ Мэтью Беджеса, Россия входит в первую тройку самых активных иностранных рынков британского среднего школьного образования после Китая и Германии.

Как устроено обучение в Великобритании, во сколько оно обойдется родителям, какие перспективы открываются перед выпускниками британских школ, BFM.ru рассказала Нина Колташова, директор образовательного агентства ITEC. 

— Много ли учащихся из России поступают в британские школы? Какие тенденции Вы отмечаете в последние годы?

— Поток российских детей, которые отправляются учиться в английские частные школы, увеличивается с каждым годом, и в последнее время он растет особенно высокими темпами. По статистике, за последние 3 года рост количества зачислений составляет 10% в год. Только с помощью нашего агентства в британские школы ежегодно зачисляется до 100 детей, и цифра стабильно растет. Уже 12 лет у нас проходит выставка, посвященная среднему образованию, и в этом году ажиотаж был необыкновенный: за два дня выставку посетили в два раза больше российских семей, чем в предыдущие годы. Причем всплеск интереса наблюдается не только в Москве, но и в наших офисах в регионах, в частности в Казани, Иркутске, Краснодаре, то есть можно говорить о тенденции роста в масштабах всей страны. Уверена, что по итогам 2012 года российских детей уедет учиться в Великобританию больше, чем в 2011 или 2010, к примеру.

Показательно, что во многих школах уже в феврале не было мест для русскоговорящих детей. Дело в том, что школы стараются соблюдать определенные пропорции по составу учащихся, чтобы не было преобладания какой-то национальности. В Британии считается большим преимуществом, если в школе обучаются дети разных национальностей. Когда-то школы были очень закрытыми, чисто британскими, но мир с каждым годом становится все «меньше», сегодня работа и карьера для многих сопряжена с деятельностью в самых разных странах и политика школ тоже меняется. Если ребенок уже в раннем возрасте общается с представителями разных национальностей и знакомится с другой культурой и менталитетом, это большое преимущество на будущее, важный опыт. Так вот квоты на места для русскоговорящих детей уже к февралю во многих школах исчерпаны — так много желающих.

Другая тенденция — уменьшение возраста, в котором родители отваживаются отправить своего ребенка на обучение в другую страну. Еще три-четыре года назад единицы отправляли своих детей в младшие классы, где учатся дети до 12 лет. Сейчас детей в возрасте от 8 до 12 лет все больше.

Раньше школьникам из России не хватало знания языка, чтобы учиться в младшей школе в Великобритании, и мы предлагали родителям рассмотреть поступление в международные учебные центры, где иностранные дети в течение года готовятся к школе, знакомятся с системой обучения, осваивают академический английский (грамотная письменная речь, специальная лексика по разным учебным дисциплинам, навыки написания эссе, ведь в школе ребенку придется сдавать очень много письменных работ, экзаменов, проходить тестирования). Такая подготовка очень многим была необходима.

Но сейчас ситуация кардинально изменилась. На данный момент ответственные родители готовят с ранних лет своего ребенка к поступлению в британскую школу: курсы общего английского, интенсивные программы, программы по академическому английскому, репетиторы и т.д. Мы предлагаем родителям, обратившимся к нам, отправить ребенка сначала в летние языковые школы Великобритании. Тем, кто побывал уже несколько раз на таких программах, потом достаточно легко поступать в британские школы. Часто родители по нашей рекомендации отправляют своего ребенка на каникулы именно в ту школу, которую присмотрели для получения среднего образования в дальнейшем, получается такой своеобразный «тест-драйв», который помогает родителям принять решение о выборе школы.

— На какие перспективы рассчитывают родители, отправляя ребенка учиться в Англию? Почему именно эта страна?

— Родители очень хорошо разбираются сейчас в системе образования и преимуществах обучения в Великобритании, знакомы с рейтингами, многие ездили в Англию, посещали какие-то школы — такого раньше тоже не было. Многие думают на перспективу и обучают детей английскому с 4-5 лет. В Москве есть английские садики, где воспитателями работают британцы и все общение происходит на английском языке. Кто-то приглашает английскую няню, и дети тоже осваивают язык с малых лет.

Уезжают в британские школы не на год и не на два, конечно. Почти все, кто отправляет туда детей, имеют в виду получение высшего образования в Англии или США. Из сотни ежегодно отправляемых нами детей лишь единицы — да и то не каждый год — едут только ради изучения языка, чтобы вернуться и продолжать среднее образование здесь.

Даже если родители думают о престижном высшем образовании в США, среднее образование своим детям предпочитают обеспечить все-таки в Великобритании, во-первых потому что это значительно ближе, во-вторых — дешевле, а в-третьих, с результатами, полученными в средней школе Великобритании, можно поступать в вуз любой страны, в том числе и США. В Англии есть, кстати, две школы, которые дают американский диплом по среднему образованию. У нас в этом году несколько семей выбрали такой вариант, потому что точно рассчитывают получать высшее образование в США, но таких немного.

— Сколько стоит обучение в Великобритании?

— Обучение ребенка в начальных классах (до 12 лет) обойдется чуть дешевле, чем в средней школе, — 6,5-7,5 тысяч фунтов стерлингов за триместр; средние школы — от 7,5 до 9,5 тысяч фунтов, максимум 10 тысяч фунтов за триместр.

— Как организована система школьного образования в Великобритании?

— Английская система обучения достаточно четко устроенная и сложившаяся. В начальных классах (prep school) дети учатся до 12-13 лет. В 13 лет сдают экзамены и переходят в среднюю школу.

С 14 до 16 лет два очень важных года, поскольку дети проходят программу GCCE (General Certificate of Secondary Education — общее свидетельство о среднем образовании). Дети изучают 6-7 предметов, потом по ним сдают экзамены и дальше переходят на последнюю двухгодичную ступень (sixth grade), где учатся с 16 до 18 лет.

В первый год британские школьники изучают четыре предмета, во второй — три. По окончании этого курса они сдают экзамены A-Level, по результатам которых поступают в университет. Таким образом, к 16 годам ребенок должен определиться со своей профессией и вузом, потому что те предметы, которые он выбирает последние два года обучения в школе, привязаны к будущей специальности. Если к окончанию курса A-Level вы вдруг поняли, что хотите быть не ветеринаром, а музыкальным продюсером, значит, вам нужно учиться еще раз, поскольку у вас не будет балов по нужным для поступления в арт-вуз предметам.

Если говорить про набор дисциплин, то есть 10-15 традиционных предметов — география, биология, химия, физика, математика, но есть и другие, которые в рамках цикла нашей средней школы вообще не изучаются, например, art technology (все, что связано с областью искусства и технологиями в искусстве). Нет у нас в рамках среднего образования и предмета «бизнес», «экономика», «политика» или «психология». Во многих британских школах набор дисциплин, среди которых можно выбирать на программе A-Level, доходит до тридцати.

В последние годы все больше британских школ стали вводить новую программу — IB (International Baccalaureate). У этой системы есть как преимущества, так и недостатки. Так, если ребенок к 16 годам еще не определился со своей будущей профессией, то IB позволяет выбрать не три предмета для итогового аттестата, а целых шесть. По каждому ему будет выставлено какое-то количество баллов, плюс он еще может дополнительно заработать оценки по разным проектам. По итоговой сумме он и будет зачисляться в университет.

Уже за первый год обучения по такой программе можно спрогнозировать оценки по разным предметам и оценить, на какие факультеты подавать заявление можно, а на какие не стоит. Если первый год заканчиваешь средне, в последних триместрах чудес не произойдет. Для иностранных студентов, с другой стороны, изучать больший набор предметов сложно. Если ребенок слаб в академических дисциплинах, то мы не рекомендуем родителям IB, лучше тогда точно определиться с выбором профессии и выбирать школы с программой A-level.

— Где в Британии учится большинство наших детей? Это в основном Англия? Или же Шотландия и Уэльс тоже?

— В Шотландию едут немногие. Даже если родители иногда в качестве экзотики выбирают какие-то шотландские школы, все равно предпочтение отдают английской системе образования. В каждой шотландской частной школе есть и английская программа A-Level, и своя национальная, и сейчас IB тоже многие включают. Если английская A-Level только двухлетняя, то в Шотландии, если вы поступаете в шотландский университет, можно уже после первого года sixth grade сдать экзамены в школе и подавать документы на высшее образование. А вот бакалавриат в университетах Шотландии рассчитан на четыре года, а не три, как в Англии. Так что, выбрав школу в Шотландии, экономить год, равно как и финансы, не получится.

В основном мы отправляем на учебу в Англию. Школ много, разбросаны они по всей территории, все разные, и выбор зависит от многих факторов. Сначала мы проводим тестирование по языку, смотрим оценки ребенка и понимаем, в школе какого уровня он может обучаться. Определившись с уровнем школы, мы должны учесть все увлечения ребенка: если ребенок занимается музыкой, нам обязательно нужно, чтобы был большой выбор музыкальных инструментов в школе, если экзотическим спортом, то ищем школу с сильной базой именно по этому виду спорта. Выбор школы не определяется местоположением, ценой или позицией в рейтинге.

Родители очень любят смотреть на рейтинги, что не всегда оправдано. У составителей рейтингов критерии очень разные, часто никакого отношения к качеству учебного процесса или бытовому комфорту они не имеют. Если говорить о тенденциях, то сейчас уже мало кто хочет, чтобы его ребенок учился в школе в Лондоне, поскольку практически все рейтинговые, сильные учебные заведения столицы не являются пансионами — это дневные школы. Выбирают пансионы в разных уголках Англии.

Требования к поступлению в школах очень разные. Элементарный набор: тест по английскому языку, который дети пишут в России, тест по математике, текущие оценки, мотивационное письмо на тему «Почему я хочу учиться в британской школе». Из этого письма всегда очевиден уровень владения языком, понятна мотивация. Мы встречаемся не только с родителями, но и с ребенком лично, потому что в характеристике, которую пишет классный руководитель, учитель английского языка, иногда все так замечательно звучит. А потом приходит ребенок, который просто психологически не готов к разлуке с домом, он еще совсем «незрелый», а родители не всегда могут это объективно оценить.

Для каждого ребенка в Великобритании найдется «своя» школа. Если ему требуется больше внимания, значит, нужна небольшая школа, не на 1200 человек, а на 300. Когда мы видим слабый уровень подготовки по английскому языку, тогда рекомендуем международные учебные центры. Они хороши тем, что туда берут практически с любым уровнем владения языком. В классах только иностранцы, всего по шесть-восемь человек, обучение почти индивидуальное. Преподаватели понимают, что перед ними не носители языка, что есть проблемы с восприятием, а база у всех разная. Тонкостей при выборе школы много, поэтому, кстати, практически все зачисления российских детей в зарубежные школы происходят через агентства: родители не хотят рисковать, ведь затраты на перевод ребенка в другую школу в случае неудачного выбора просто несопоставим по затратам со стоимостью услуг агентства.

— В каком возрасте и на какой уровень школьной программы в основном отправляют детей в Великобританию? Это начальная школа или, может быть, A-Level?

— Если в планах поступление в хорошие рейтинговые вузы, отправлять ребенка на программу A-Level бессмысленно: для поступления должны быть отличные оценки и свободное владение языком, которые за два года обучения по этой программе получить невозможно физически. Есть, конечно, случаи, когда родители решают отправить ребенка в 16 лет, для них мы тоже находим школу. Но понятно, что ни в Оксфорд, ни в Кембридж, ни на престижные специальности в хорошие вузы они уже никогда не поступят, потому что это нереально. То есть в старшем возрасте 15 лет — это крайний срок.

Большинство наших детей отправляется значительно раньше — в 12-13 лет. В 14 лет поступить уже непросто, и школа будет другого уровня, занимающая 180-200-е место. Это тоже хорошие, серьезные образовательные заведения, и они принимают таких детей. В первую сотню могут не взять такого взрослого ребенка, потому что его результаты отразятся на общей статистике успеваемости учебного заведения. Рисковать репутацией никто не захочет.

Кстати, после программы GCSE в довольно средней по уровню школе очень многие российские дети с нашей помощью переходят на программу A-Level в другие более престижные школы. Они осваиваются в англоговорящей среде, получают замечательные результаты, хорошие рекомендации, и приемная комиссия новой школы с удовольствием зачисляет ребенка. Мы ведем переговоры с обеими школами, пересылаем документы, организуем переезд ребенка в другую школы и т.д.

Часто родители звонят и говорят, что хотят в Харроу или Итон — две из самых престижных школ Великобритании. Мы спрашиваем, сколько лет ребенку, они говорят — 13. Уже поздно. В некоторые школы за два года до поступления, то есть когда ребенку еще 10 лет, нужно подать заявку, пройти пре-тестинг, где оценивают ассоциативное мышление, логическое мышление, уровень способностей. По итогам могут предложить, например, еще раз рассмотреть заявку через год или предложить экзамен уже перед началом учебного года. Поэтому поступить в такую школу, когда ребенку уже 12 и он не проходил предварительного пре-теста, шансов нет.

Иногда такие рейтинговые школы объявляют конкурсы на scholarship (финансовое покрытие стоимости обучения). У нас родители мотивируют ребенка принимать участие в конкурсах на получение стипендии даже не для того, чтобы получить стипендию, а как еще одну дополнительную возможность продемонстрировать способности ребенка, чтобы быть зачисленными в школу. Иногда это удается.

— Если говорить о международном рынке, с какими странами Великобритания соперничает в сфере образования? Кто самый близкий конкурент?

— В Англии всегда русских детей в школах обучалось больше, чем в других странах. Хотя еще 6-10 лет назад было много детей в Швейцарии — ее выбирают не по качеству обучения, а по комфорту проживания. Швейцарские школы очень дорогие —65-96 тысяч франков в год плюс дополнительные траты. Швейцария — страна многоязычная, но российские семьи для своих детей обучение выбирают на английском. Я не помню ни одного ребенка, который поехал туда учиться на немецком или французском языке (в каждой швейцарской школе существует несколько секций). Можно выбрать английскую систему обучения, французскую, если школа находится во франкоговорящей части, американскую, немецкую. Везде есть программа IB.

В зависимости от выбранной системы, ребенок получит аттестат, который получают дети, учащиеся в Германии, во Франции, английский A-Level. В Швейцарии можно получать любой аттестат плюс возможность свободного овладения несколькими иностранными языками. Швейцария для многих родителей — замечательная, безопасная, экологически чистая, комфортная страна для проживания. Но если говорить о дальнейших планах на высшее образование, то в Швейцарии небольшой выбор сильных вузов, если только ребенок не выбирает карьеру в сфере отельного менеджмента, поскольку именно там находятся самые лучшие гостиничные школы в мире, Швейцария — родина этого направления. Если же мы говорим о поступлении в сильные американские или британские вузы, то логичнее выбрать школы в этих странах.

Интерес к Америке растет сейчас с обеих сторон: все больше родителей отдают предпочтение американским школам, а сами американские школы все с большей лояльностью смотрят на российский рынок, включают Россию в свои маркетинговые планы. Тем не менее, Великобритания заслуженно лидирует в умах и сердцах российских родителей.

— В чем особенности британской модели школьного образования?

— Процесс обучения очень интересный. Оснащенность учебных лабораторий и компьютеризация в Англии — следующий век по сравнению с нашими школами. Даже те наши дети, которые ездят на летние программы, возвращаются и говорят, что хотят там учиться, потому что все по-другому. Много практических занятий, даже в летних программах, море энергии у преподавателей, они любят свое дело. Другая система отношений: если здесь у нас суровый наставник, делающий замечания, то там преподаватель-помощник, его задача — раскрыть в тебе все самое лучшее.

От каждого учителя мы получаем отчеты на каждого ребенка, где описываются не только результаты письменных работ и тестов, которые он получил в течение триместра, но его отношение к уроку. Всегда пишут, что еще нужно развить ребенку, на что обратить внимание. Еще особая оценка дается за активность работы в классе. Каждый ребенок должен участвовать в занятиях. Нет возможности просто пересказать материал, который ты вчера услышал на уроке или прочитал, всегда ведется дискуссия, ты должен высказать свое отношение к проблеме, предложить свое решение. Очень много времени уделяется развитию критического мышления.

— Не трудно ли иностранным учащимся, в частности, из России? Насколько комфортно они чувствуют себя в другой системе правил?

— Там очень правильная образовательная среда, вокруг все учатся и хорошо отдают себе отчет, что все перспективы и будущая жизнь зависят от того, как ты занимаешься в средней школе, как заканчиваешь университет, и что дело не в размерах банковского счета родителей. Поэтому дети сами включаются в процесс, обсуждают, в какой школе лучше A-level по этой специальности или по другой, сами озабочены переводом в другие учебные заведения. Они становятся очень самостоятельными. Это тоже очень важный результат.

Родители гонятся не только за получением британского диплома, и для них это не просто корочка, которая дает возможность поступить в университет. За обучением в британской школе стоит воспитание личности, взрослой, независимо мыслящей и ответственной за свою судьбу. Кому из родителей не хочется видеть таким своего ребенка? В то же время дети все время под жестким контролем.

Дети живут одни. Здесь с родителями они под большой опекой, а вдали от дома вынуждены становиться самостоятельными и должны каждый день принимать решения по очень многим бытовым вопросам. При этом система очень жесткая, хорошо отлаженная и структурированная.

— Каков распорядок дня в британской школе?

— К 8.30 дети должны уже позавтракать и быть на занятиях. Занятия идут с небольшими перерывами до 12.00-13.00, потом часовой перерыв на ланч, потом опять уроки, как правило, два. Затем обязательно какой-то спорт, в школах созданы все возможности не только для занятий по предметам, но и для развития себя как личности: есть и спортивные клубы, и бассейны, баскетбольные поля, гольф, конюшни, теннисные корты и т.д. Считается, что спорт обязательно должен быть включен в ежедневное расписание, потому что он укрепляет и физически, и психологически.

Масса возможностей есть и для занятий музыкой, рисованием, для увлекающихся театром. Все рядом, не нужно ездить через весь город. В шесть вечера ужин, после него — время для подготовки домашних заданий. Во многих школах есть стади-холлы, где дети в присутствии преподавателя выполняют домашнее задание. В других школах учащиеся занимаются в своих комнатах. Во время, отведенное для учебных занятий, специальный человек проходит несколько раз по комнатам, смотрит, читаешь ли ты журнал, сидишь в Интернете или занимаешься. Раз попался, два попался — потом уже принимают определенные меры. В заданное время все должны быть в комнатах, в определенный момент выключается свет, и все отправляются спать. Детям в старших классах разрешается ложиться спать в районе одиннадцати. Есть школы, в которой в каждой комнате есть телевизор. Но во время, отведенное для выполнения домашних занятий, Интернет и телевизор выключают.

— Часто ли дети видятся с родителями во время учебного года? Когда в английских школах каникулы?

— Учебный год делится на три триместра. Начало занятий — первый вторник сентября. В декабре — каникулы на две недели, потом дети учатся с января до Пасхи, в апреле всегда две недели каникул. Последний триместр заканчивается 20-25 июня. В середине каждого триместра есть недельные каникулы, когда дети прилетают в Москву или родители едут в Великобританию, и они вместе проводят это время. Школа на этот период закрывается.

Еще есть традиция в каждом триместре устраивать long weekend: в пятницу в два часа дня все дети должны покинуть школу и вернуться только в воскресенье. Тогда нет смысла лететь в Москву, и на это время иностранные дети разъезжаются по семьям.

За организацию размещения в принимающей семье отвечает опекун. По законодательству Великобритании, у каждого ребенка должен быть независимый опекун, который отстаивает его интересы в разных органах власти и в любых ситуациях, связанных со школой. Опекун вправе принимать решения за родителей, посоветовавшись с ними, в экстремальных случаях. В повседневных ситуациях он принимает активное участие в жизни ребенка: он с ним на связи 24 часа в сутки, всегда готов оказать помощь. Как правило, мы рекомендуем опекунские компании.

Первые два месяца — очень сложные почти для всех детей, потому что ребенок попадает в среду, где все говорят не на родном языке, где все другое: еда, окружение, — это всегда определенный стресс. Но адаптация наступает достаточно быстро, и уже в декабре, когда дети приезжают на первые каникулы домой, родители видят, что ребенку не терпится вернуться в школу.

— Какие трудности, связанные с проживанием в другой стране и в незнакомой обстановке, вдали от родителей, возникают у школьников из России?

— Бытовые проблемы полностью решены. В корпусах общежитий живут house parents, это, как правило, семья, которая находится с детьми круглосуточно. Некоторые из них что-то преподают в школе, другие работают только как наставники, и дети могут в любое время дня и ночи к ним обратиться с любой проблемой. Часто у детей с ними складываются очень хорошие отношения, воспитатели дают им много информации о жизни в Великобритании и просто бытовых советов.

Что чаще всего не нравится российским детям — это бытовые условия проживания и еда, но они к этому быстро привыкают. Понятно, что дети выезжают из роскошных квартир и попадают в маленькую комнату, где могут проживать учащиеся и вчетвером, и вшестером. Для учеников 14-16 лет есть трехместное размещение, в старших классах есть и одноместное. Но все равно это маленькие комнатки, две кровати, маленький шкафчик, письменные столы. Правда, дети проводят там не слишком много времени — с утра они уходят и весь день заняты. Для нас не совсем привычно, что удобства на этаже. В каких-то комнатах есть только раковины. Сейчас в Англии строится много общежитий, где уже какие-то минимальные удобства есть в комнатах, но таких не много, чаще всего душевые комнаты все-таки на этаже.

Что касается еды, я все время говорю родителям: вот вы приезжаете в пятизвездочный отель, в первую неделю все изысканно, вкусно, на второй неделе и уж тем более через месяц все надоедает. В школьных столовых, как правило, всегда есть салатный бар: 6-7 вариантов, суп, каждый день разный, выбор вторых блюд: мясо, рыба, птица, разные гарниры, всегда десерт, фрукты. Разнообразие большое каждый день, но многие все равно скучают по домашней еде.

Интервью провела журналист - Наталья Бокарева, bfm.ru