Интервью со студентом, обучающимся за рубежом

Обучение за рубежом
Интервью со студентом, обучающимся за рубежом

Нам удалось пообщаться с Савелием - нашим студентом, который успел получить опыт учебы в российских школах, частной школе и колледже в Великобритании и университете США. Сейчас перед ним стоит выбор, где продолжить образование: в Австралии, Сингапуре или Великобритании. Конечно, все сказанное - личный опыт конкретного человека, и у каждого впечатление может кардинально отличаться. Мы благодарим Савелия за честные ответы и искренность личного опыта обучения в разных странах.

Часть 1. Как проходил процесс выбора учебного заведения

В первую очередь нужно определиться с выбором страны. Если речь идет о школьнике 14-ти лет, США лучше не выбирать. В государственные школы точно ехать не надо - там совсем непривычная обстановка, социализироваться очень трудно. Частных школ в Америке гораздо меньше, чем в Великобритании. Культурный шок, языковая адаптация и социализация у школьника в любом случае займут какое-то время, а в Англии эта адаптация проходит мягче. В частной школе жесткая дисциплина, за территорию детей не выпускают. Сначала это вызывает юношеский протест, но в итоге это большой плюс: есть возможность сконцентрироваться на учебе и быть в безопасности.

Саму школу определили по итогам сдачи экзамена. Результат был невысокий, поэтому широкого выбора не было. При выборе колледжа уже был некий свой опыт и понимание системы образования, сформировался круг общения, в котором обсуждали, куда поступать. В итоге поступил в CATS College Cambridge на А-Level.

В колледже очень повезло с преподавателем психологии - она привила такой интерес к предмету, что продолжение изучения психологии стало логичным выбором. Спустя пару лет стало понятно, что интерес к предмету и выбор профессии на всю жизнь - не одно и то же. Так как с детства была страсть к фотографии, решил попробовать себя в этой сфере и проучился несколько лет на этом факультете. Оказалось, что и это желание не вечно. Документы подавал уже в июле при переезде в сентябре - это уже рискованный срок, вариантов оставалось немного, пришлось поступать, куда успел. Изначально был свой лист приоритетных ВУЗов и лист рекомендаций от менеджера ITEC. Это сочетание и стало основным списком вариантов при финальном выборе.

Сейчас Савелий учится на маркетинге - сочетание экономики, бизнеса, творчества, психологии и философии, - и выбирает, где продолжить обучение на магистра. Со страной пока открытый вопрос: в Австралии проще остаться работать после ВУЗа, а в Сингапуре можно почерпнуть радикально другую культуру, восточный менталитет - это выгодно дополнило бы опыт общения с американцами и англичанами, после этого можно идти работать куда угодно. Кстати, в Нью-Йорке неожиданно сложно оказалось пройти стажировку: программа обязывает стажироваться по той же специальности, на которой учишься. Даже если компания готова взять стажера, университет может отказать из-за несовпадения специальности.

При выборе любого учебного заведения основные критерии следующие: страна и город (после Москвы и Англии, маленький американский городок кажется очень скучным), рейтинг ВУЗа (причем не общий, а именно по интересным направлениям) и цена обучения.

Рекомендации новым абитуриентам и поступающим в школы: попробовать как можно больше предметов и направлений, чтобы лучше вникнуть и выбрать что-то по душе. На школьном уровне дают самые базовые знания по выбранным предметам: ключевые понятия психологии, бизнеса и т.д. Этого хватит, чтобы выявить предпочтения, но для уровня эксперта, конечно, мало.

Часть 2. Языковая и социальная адаптация

Школьнику не обязательно свободно владеть английским, но какой-то уровень обязательно должен быть. Первый экзамен по приезду в Англию был IELTS General, получил 4.5. Это достаточно низкий балл, поэтому не в любую школу можно было поступить. Для сравнения, год назад сдал Academic (более высокий уровень) на 8.5 - это уже хороший балл, уровень свободного владения языком. Безусловно, есть разница между базовым школьным уровнем и свободным бытовым. К примеру, для общения с носителями языка важно знать идиоматические выражения, чтобы понимать юмор и сарказм. Если переводишь все дословно, можно и обидеться, а зная нюансы языка, понимаешь, что человек пошутил по-доброму. В таких ситуациях очень легко не понять друг друга.

До переезда, в России учился в языковой школе, несколько раз ездил в лагерь с углубленным изучением английского - это значительно помогает быстрее адаптироваться. При подготовке, конечно, нужно учитывать все: и письмо, и восприятие на слух, и чтение, и грамматику. В идеале нужно учить язык с носителем, дополнительно смотреть кино и сериалы в оригинале. Важно учитывать акцент, особенно поначалу - некоторые акценты без субтитров очень сложно понять. Перед стартом учебы рекомендую приехать заранее, хотя бы на несколько дней. Идеальный вариант - каникулярная программа. За это время уже успеваешь познакомиться со всеми преподавателями, персоналом учебного заведения, понять, где жить, где есть. Тогда есть шанс адаптироваться к правилам и самому языку, успеть перестроиться с русского на английский. Сам процесс проходит достаточно быстро: через 3-4 месяца уже достаточно комфортно общаться на английском везде. Потом даже сложно перестраиваться обратно на русский: начинаешь думать по-английски, первые дни в России долго подбираешь слова, - так у многих, кто живет и учится за рубежом.

С точки зрения социализации разница между США и Великобританией, конечно, существует. В Америке люди более приветливые, открытые, в Англии нужно больше времени для установки контакта. К русским в обеих странах относятся спокойно, никаких проблем нет: ни негатива, ни предвзятого отношения. В школах и университетах очень много иностранцев, на национальность никто никак не реагирует. Вопросы больше задают личные, спрашивают персональное мнение. Все понимают, что взаимоотношения между странами и политика никак не связаны с живыми обычными людьми. Шутить могут, но это работает в обе стороны: мы шутим над ними, они над нами, все очень по-дружески.

Как поступать: самостоятельно или с помощью агентства

Личный опыт подсказывает, что агентство обладает целым рядом безусловных плюсов. У агентства есть своя база знакомых школ и университетов. Можно, конечно, найти в интернете все, что угодно, но очень легко запутаться, особенно по документам. На одном сайте напишут один список документов, на другом - другой, и в итоге можно в последний момент остаться без нужной бумажки, что станет критично. Особенно рискованно это при поступлении в США и Великобританию из-за визы - никто не будет давать второй шанс и дополнительное время на сбор недостающих документов, срок подачи пройдет.

Также школы совсем по-другому относятся к студентам, которые поступают через агентства. Они с большей готовностью рассматривают таких абитуриентов, что повысит шансы на поступление. В процессе обучения тоже проще: в спорных и конфликтных ситуациях через агентство можно выйти на контакт с дирекцией школы, родители всегда смогут пообщаться с преподавателями.

Часть 3. В чем отличие иностранного ВУЗа от российского

В первую очередь, другая страна - это другая культура, другой менталитет. Такой опыт значительно расширяет кругозор уже сам по себе, меняет отношение к миру в целом. В процессе обучения и жизни в стране невольно впитываешь местные обычаи и порядки, это оставляет свой отпечаток. Поэтому интересно учиться в разных странах: от каждой можно взять что-то свое и в итоге стать универсальным для будущей работы.

Значительное отличие зарубежных ВУЗов от российских - возможность выбирать предметы. Это и свобода выбора, и ответственность, и много побочных последствий. От выбранных предметов зависит расписание каждого студента: можно загрузить себе несколько дней в неделю с утра до вечера и освободить другие дни, оставив по одной-две пары в день. Можно, наоборот, равномерно распределить нагрузку на всю неделю, чтобы учиться каждый день одинаковое количество часов. От количества выбранных предметов зависит продолжительность обучения в целом. Если набирать по 6 предметов в семестр, быстрее выпустишься. Если брать только по 4 предмета, нагрузка будет меньше, и учиться будешь дольше. Когда каждый сам выбирает себе предметы, однокурсники тоже постоянно меняются: на каждом предмете свои слушатели, с кем-то можно пересечься и по другим предметам, но в основном много новых лиц каждый раз. Это держит в тонусе, учиться в таком режиме очень интересно.

Также зарубежные университеты предполагают сильную проектную работу: по маркетингу группой из 4-х студентов писали рекламный проект для существующей компании. Преподаватели давали очень четкое задание, приближенное к реалиям рабочих условий. Также создавали сайт в рамках изучения веб-дизайна; по аналитике профессора давали большое количество данных, просили проанализировать и сделать выводы. Итоговая оценка зачастую зависит от проектной работы, что неудивительно: проект занимает 3-4 месяца. Недостаточно просто хорошо сдать экзамен: учитывают и экзамен, и проект, и посещаемость, и домашние задания. Таким образом, не получится весь семестр прогулять, а потом накануне сессии разом все выучить и сдать.

Сам диплом дает возможность работать где угодно: в крупных международных компаниях в России, в любых зарубежных странах. Даже средний американский университет в России рассматривается на уровне МГУ, ВШЭ, Плеханова и т.д. У большинства ВУЗов предусмотрена программа сотрудничества с местными компаниями, и можно пройти у них стажировку в рамках изучаемых дисциплин.

Пройденный путь и дальнейшие планы

С одной стороны, все что ни делается - делается к лучшему. Теперь есть большое количество опыта в разных сферах и странах, я этим очень доволен. В чем-то жаль потерянного времени на специальности, которые перестали быть интересными. Теперь стоит новая цель: поступить в новую страну на новую специальность, где уже планирую остаться на какое-то время. После 5-6 лет работы собираюсь получить МВА, тоже за границей, и потом уже вернуться в Россию с зарубежным опытом. Уверен, что это откроет двери крупнейших зарубежных компаний.